Наверх
Выполняется запрос

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Верховный Суд Российской Федерации

X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета 25-26 сентября 2018 года состоялся организованный Верховным Судом Российской Федерации X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Национальное правосудие и экономическое развитие государств: новые вызовы в эпоху перемен». 

Среди участников Форума более 140 представителей из 13 стран, в том числе делегации из 7 высших судебных инстанций стран Азиатско-Тихоокеанского региона, представители юридического сообщества Казахстана, Индии, Чехии, Японии. Приглашены представители министерств и ведомств, иных органов государственной власти и предпринимательского сообщества, ведущие деятели академической науки.

Открывая пленарное заседание, Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев отметил, что на протяжении десятилетия на Форуме обсуждались юридические и экономические аспекты развития международной торговли, защиты интеллектуальной собственности, вопросы корпоративного права, налогового регулирования, таможенных отношений и другие темы. Сегодня интересы развития государства и общества вызывают необходимость внедрения новых правовых подходов и адекватного правового регулирования, обеспечивающего стандарты качественного и оперативного разрешения судебных споров.

Тема форума является актуальной для обеспечения стабильного развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона и благоприятного сотрудничества между участниками экономических отношений. Следует учитывать, что судебные системы первыми сталкиваются с последствиями таких изменений и первыми должны предлагать модели для их правовой оценки, – заключил Глава Верховного Суда Российской Федерации.

В современных экономических процессах и правовых изменениях значение приобретает международное взаимодействие и унификация правовых подходов судебных систем государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Подобная унификация оправдывает разумные ожидания бизнеса, ведущего международные экономические операции, а, значит, и повышает привлекательность инвестиций в экономику. Напротив, демонстрация экономически и юридически необоснованной стратегии развития права и практики административного управления негативно отражается на ожиданиях бизнеса.

Верховный Суд Российской Федерации ориентирует суды на имплементацию международных унифицированных правовых подходов, на применение разъяснений международных органов таких как Всемирная таможенная организация, которые вырабатываются с участием представителей большинства государств, в том числе и Российской Федерации.

Раскрывая далее аспекты темы Форума, Председатель Верховного Суда Российской Федерации подчеркнул, что серьезным вызовом настоящего времени, особенно в период экономических кризисов, явилась незаконная легализация денежных средств.

В недобросовестных целях используются такие институты как признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, принудительное исполнение решений третейских судов, транснациональное банкротство.

В этих условиях суды должны иметь адекватные правовые средства реагирования. «Поэтому Верховный Суд Российской Федерации совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу разработал определенные критерии, которые позволили обеспечить баланс интересов участников экономических отношений.

Судам рекомендовано привлекать Росфинмониторинг по делам об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, о взыскании задолженности по долговым обязательствам, об оспаривании клиентами кредитных учреждений отказов в осуществлении платежных операций, открытии, приостановлении операций, а также закрытии банковских счетов, о финансовой несостоятельности (банкротстве).

В то же время обращено внимание судов на то, что отказ в исполнении судебных или третейских решений по основанию недопущения легализации денежных средств, должен иметь бесспорный и исключительный характер с тем, чтобы не пострадали участники законных, действительных операций», –отметил В.М. Лебедев.

Важным направлением судебной деятельности является и обеспечение разумного баланса в правоприменении и пресечении формализма.

Вновь создаваемые правовые институты не могут понижать достигнутый уровень гарантий ведения бизнеса, а также гарантий, предоставленных национальным и иностранным инвесторам.

Одним из результатов прошлого, IX Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стал Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, в котором сформулированы правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав инвесторов в таможенных, налоговых, корпоративных отношениях, в отношениях по использованию собственности, результатов интеллектуальной деятельности.

«Целью нашей работы является формирование у инвесторов представления о правовых режимах, которые складываются в России посредством судебной практики, направленной на обеспечение международных стандартов», – резюмировал Глава Верховного Суда Российской Федерации.

Cформулированы правовые позиции Верховного Суда России о запрете формального толкования норм соглашений об избежании двойного налогообложения в тех случаях, когда инвестирование фактически подтверждено.

Независимо от того, было это прямым участием в капитале российской компании или иностранная компания участвует в капитале дочерней компании косвенно, она имеет право на налоговую льготу, предусмотренную международным соглашением, если будет доказано фактическое инвестирование.

Недопустим также формальный подход в деятельности административных и судебных органов к преференциям, которые предоставляются предпринимателям и юридическим лицам нормами международных соглашений Российской Федерации и национальным законодательством. Субъект экономической деятельности вправе выбирать вид льготы, отказаться от ранее используемой льготы и перейти на новую.

Продолжая выступление, Председатель Верховного Суда Российской Федерации остановился и на не менее важной задаче для судебной системы - создание эффективных процессуальных норм, отвечающих современным требованиям. К ним относятся правосудие, обеспечивающее единообразие судебной практики, специализированное правосудие, правосудие скорое, функционирующее совместно с альтернативными средствами разрешения споров. Реализуя каждое из указанных направлений совершенствования судебной деятельности, Верховный Суд Российской Федерации подготовил следующие инициативы.

Внесен в Государственную Думу Российской Федерации законопроект, предусматривающий закрепление за правовыми позициями Президиума Верховного Суда Российской Федерации (в форме Обзоров) статуса нового обстоятельства в целях установления единообразия судебной практики. Документ предусматривает совершенствование упрощенного производства, внедрение приказного производства и сокращенной формы судебного акта, что отвечает интересам бизнеса, нацеленного на быстрое восстановление экономического оборота и избежание излишнего формализма.

Обсуждаются предложения о создании третейского суда по разрешению споров на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях реализации взаимодействия правосудия с альтернативными способами разрешения споров, Верховным Судом Российской Федерации внесен в Государственную Думу Российской Федерации законопроект о развитии медиации в форме судебного примирения. Ведется работа по формированию правовых позиций, способствующих совершенствованию третейского разбирательства.

Верховным Судом Российской Федерации реализуются и законодательные инициативы, направленные на развитие упрощенной формы судопроизводства, сокращение категорий дел, по которым составляются мотивированные судебные решения, совершенствование примирительных процедур, в том числе и по делам, возникающим из публичных правоотношений, расширение в судах институтов профессионального представительства.

За время, прошедшее после IX Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял ряд постановлений по экономическим спорам, разъяснения которых носят фундаментальный характер, а в настоящее время подготовлен проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике привлечения контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве.

Важным элементом для формирования единообразной судебной практики являются правовые позиции, изложенные в Обзорах Верховного Суда Российской Федерации.

«Стало традицией, что по итогам работы Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона Верховный Суд Российской Федерации принимает соответствующие постановления Пленума либо обзоры судебной практики.

Так, в 2016 году было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения норм таможенного законодательства, в 2017 году помимо Обзора судебной практики по защите прав иностранных инвесторов, было подготовлено Постановление Пленума о рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом. 

По итогам настоящего форума, предлагается подготовить проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам взаимодействия государственного правосудия и третейского разбирательства», – завершил доклад Глава Верховного Суда Российской Федерации.

В ходе X Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона на обсуждение, в частности, были вынесены темы, касающиеся проблем рассмотрения экономических споров, связанных с пресечением незаконных финансовых операций и нарушений налогового и валютного законодательства, новаций в регулировании налоговых правоотношений и использовании современных информационных технологий, а также альтернативных способов разрешения споров с участием налоговых органов, судебной защиты интеллектуальной собственности как средства обеспечения благоприятного инвестиционного режима, правовых гарантий защиты собственности как средства привлекательности экономики, правовой защиты инвестиций в строительстве, современных требований к средствам разрешения внешнеэкономических споров, реформы третейского разбирательства в Российской Федерации и другие.

Существенно обогатил дискуссию персональный состав делегатов Форума, в котором приняли участие лучшие представители науки и юридической общественности, судьи, а участие иностранных коллег позволило сделать обсуждение более интересным, ознакомиться с различными моделями правового обеспечения экономической деятельности, что будет способствовать совершенствованию защиты прав и интересов всех участников экономической деятельности.

Темы, которые были рассмотрены в рамках X Международного юридического форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона, получат развитие в правовых позициях Верховного Суда Российской Федерации, а также будет проведена работа по подготовке проекта постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам взаимодействия государственного правосудия и третейского разбирательства, в том числе международного коммерческого арбитража.  

Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, закрывая Форум, поблагодарил участников за качественную работу и выразил уверенность, что дальнейшее сотрудничество будет способствовать укреплению доверия и добрососедским отношениям.


Поделиться:

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации


X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Верховный Суд Российской Федерации
Прикреплённые записи:
Прикреплённые файлы: